Воскресенье, 19.05.2024, 10:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Нестандартные уроки - средство формирования УУД младших школьников
[ Скачать с сервера (9.47 Mb) ] 06.12.2016, 20:28

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

МО Старомински        й район

 

 

 

 

 

 

Нестандартные виды уроков как средство формирования УУД

 

 

 

 

Подготовлен учителем начальных классов

МБОУ СОШ № 9

Т.В.Савченко

 

 

 

 

 

 

 

Ст. Староминская

август 2016г.

 

 

 

Нестандартные виды уроков как средство формирования УУД

   Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

Однако, проблема активизации познавательной деятельности обучающихся с каждым днём приобретает всё большую актуальность. Заинтересовать современных детей, сделать процесс обучения интересным и одновременно содержательным – задача не из лёгких. С вопросами «Как заинтересовать детей? Как сделать так, чтобы они начали учиться?» сталкивается каждый педагог.  (и тут нам в помощь ФГОС)

 

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.

Новые специальные запросы определяют следующие цели образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Развитие у младших школьников УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности – залог успеха активной познавательной деятельности обучающихся, их творческой активности и интеллектуального роста. 

 

Значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных в школе знаний и умений в контексте жизненных ситуаций. Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач — формирование универсальных учебных действий.

 

   Овладение учащимися универсальными учебными действиями  происходит в контексте разных учебных предметов.

 

 Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные  возможности для формирования УУД.

 

 Иначе говоря, сформировать УУД – значит передать ученику во владение и пользование  различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера.

Успех овладения школьниками нового материала во многом зависит от того, насколько он интересно и ненавязчиво подан.

Об этом говорил академик РАО  Валерий Семёнович Лазарев, стоящий у истоков инновационного образования.

 

 

В этом случае часто на помощь педагогу приходят разнообразные нестандартные формы уроков.

 Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, у которых велико стремление к чему-то новому, необычному. Многочисленные исследования показывают устойчивое овладение знаниями и умениями, если они были приобретены в нестандартной форме, тогда, когда ребенку было действительно интересно получать знания. К подобным занятиям в последнее время учителя прибегают достаточно часто, да и нестандартные формы проведения уроков стали настолько разнообразны, что можно без труда выбрать подходящую для любого предмета.

 

Интересным может быть урок только тогда, когда учитель задействует межпредметные связи и предоставит запоминающиеся факты. Ребята сейчас обладают особой пытливостью, они более подвижны, да и система уже не та. Нестандартные уроки, позволят ребенку креативно мыслить, высказывать свое мнение, а также считаться с пожеланиями своих сверстников.

 

Что же такое нестандартный урок?

      Не­стандартный урок — это импровизированное  учебное      занятие  

         имеющее  нетрадиционную  (неустановленную)  структуру.  Мнения педагогов на

 нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации

школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением

 педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Их  число в настоящее время

 очень ве­лико.

           Нестандартные уроки в начальной школе

 Сегодня нестандартные уроки лучше всего практиковать в классах с плохой успеваемостью. С помощью таких занятий можно существенно повысить уровень знаний. Импровизируя, учитель может обращать внимание на учеников с разным уровнем развития, предлагая им решать сложные задачи. Необходимо отметить, что нестандартные уроки в начальной школе могут привлечь внимание школьников и даже научить их усидчивости.

 

 Во время проведения нестандартных уроков необходимо помнить о том, что не стоит сильно отклоняться от программы, которая рассчитана на конкретную общеобразовательную школу. Все должно быть в рамках правил

Нестандартные уроки приносят пользу лишь тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. Только проанализировав весь материал по предмету, который предстоит изучить в текущем учебном году, учитель сможет определить, какие уроки целесообразно провести в нестандартной форме. Чаще такие уроки имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них можно использовать и при изучении нового материала.

 

Желательно, чтобы на занятии использовались инновационные технологии, с помощью которых можно просматривать видео, слушать аудиоматериал. Такой подход возможен на уроках литературы, природоведения, истории и музыки. Интересным может быть использование компьютера на занятиях русского языка во время изучения новой темы.

 

 

 

Какие еще могут быть нестандартные уроки?

Сегодня нестандартные уроки могут проводиться не только в стенах школы. Сама форма занятия уже предусматривает место его проведения. Так, например, урок-наблюдение при изучении новой темы по природоведению может быть организован на свежем воздухе. Это обязательно понравится ребятам

 

 

Особенности нестандартных уроков

 Подбирая нестандартные формы уроков, необходимо помнить о том, что в этом вопросе не должно быть самодеятельности. Важно, чтобы администрация школы знала, что учитель проводит такой урок, тем самым повышает уровень знаний школьников.

 

 

 Различные формы проведения уроков

Хочу остановиться на методе проектов – это особые формы уроков, которые применяет все большее количество педагогов, т.к. эта форма ещё  и требование ФГОС.

Хороши такие занятия тем, что побуждают учеников к практической деятельности, учат применять полученные знания на практике. Данные уроки направлены на раскрытие личности каждого ребенка, который ощущает свою личную ответственность перед другими членами коллектива. Как правило, класс разделяется на несколько рабочих групп, каждой из которых дано конкретное задание. Это может быть любой вид деятельности от поиска ответа на конкретный вопрос до составления графиков, диаграмм, памяток и проч. В ходе работы дети узнают какие-либо новые факты, систематизируют их, выбирают главное и оформляют. Другими словами, такие формы уроков учат учиться.

 

Уроки проектной деятельности подразумевают обучение азам систематизации, постановки цели, на них педагог корректирует, подсказывает, направляет. Они не похожи на стандартные занятия хотя бы тем, что роль учителя здесь сведена к минимуму – дети сами организуют работу, выделяют приоритеты. Ребятам необходимо не просто составить определенный проект, но и защитить его перед учителем и остальным классом, а может даже и учениками школы (в последнее время практика подобных научно-практических конференций в учебных заведениях крайне распространена).

 

 

 

Нестандартный урок - отличный способ разбавить скучную образовательную программу.

 

Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро­ки следует всем учителям. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона.

Раз мы говорим о нестандартных уроках как средстве формирования УУД, то в завершении предлагаю результаты диагностики, проведённой психологом в моём классе в конце апреля 2016 года.

   

Подводя итог видно, что нестандартные уроки по самой своей сути хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности  и впоследствии потери к ним интереса у детей.

 

Спасибо за внимание!

Категория: Мои файлы | Добавил: Вячеславовна
Просмотров: 687 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: