Воскресенье, 19.05.2024, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Каталог файлов

Главная » Файлы » Разработки уроков

Духовный подвиг русских воинов
[ Скачать с сервера (6.43 Mb) ] 16.03.2017, 06:16

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

«Православная культура – бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой исток, без которого у России нет и не может быть будущего», - так заявила Хлопова Татьяна Павловна. Основы православной культуры как учебный предмет и область знаний вызывает всё больший интерес не только у педагогов, родителей, но и детей.

Таким образом, главная цель данного курса – приобщение школьников к духовному опыту, основанному на традициях православной культуры, создание таких условий для личности школьника, в которых мышление, творчество, созидание и соблюдение нравственных норм стали бы внутренней потребностью.

Данная тема урока заинтересовала меня как простого гражданина. О подвигах, о доблести, о славе наши современные дети не читают и не слышат так часто, как хотелось бы. Кроме того, данная тема поможет ребятам взглянуть на себя изнутри, откроет значение слова «жертва», научит совершать подвиги ежедневно ради себя, ради других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник «Основы православной культуры» 4-5 класс, А.В.Кураев

 

Урок 19 «Подвиг»

Задачи:

  • Воспитывать чувства патриотизма, мужества и отваги в современных ребятах на личных примерах русских святых.
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
  • Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.
  • Уметь слушать партнера и адекватно реагировать на его мнения и критику.
  • Воспитывать любовь к родной семье, уважение к старшим, ответственность за поступки.
  • Знакомство с вехами жития русских святых воинов.
  • Способствовать развитию интереса к исторической литературе, чтению в целом.
  • Побуждать учащихся к самостоятельному овладению знаниями в более широком диапазоне, чем школьный учебник.
  • Продолжить формирование чувства патриотизма, гордости за свой народ и его легендарное прошлое.
  • Цель учителя – подвести учащихся к ответу на вопрос: что такое подвиг, жертвенность? Есть ли место подвигу в повседневной жизни или только слово «подвиг»связано с военным временем?

 

План урока

I. Мотивация

- Кто считает, что время героев прошло?

- В нашей повседневной жизни есть место подвигу?

 

(Тропарь святому благоверному великому князю Московскому Димитрию Донскому)
Тропарь, глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

В год 1000-летия крещения Руси наша Церковь прославила девять новых святых. И первого среди них – благоверного великого князя Димитрия Донского.

-Почему же тема мужественности и патриотизма остро возникает в наши дни? Читая Житие Благоверного, удивляешься силе духа, воли и в то же время смирению и твёрдости в выбранном решении. Печален тот факт, что современные молодые люди и мальчики-подростки не обладают и десятой частью необходимых мужских качеств. (слайд2)

 

II . Актуализация знаний

- Что по-вашему мнению означает слово «подвиг»?

«Великий предок наш – Дмитрий Донской совершил подвиг ратный, одержав блестящую победу, но ещё более велика его победа над ужасом перед врагом. Поэтому свят он и для нашей православной церкви, для Отечества, для каждого патриота».

III. Первичный опыт

- Только настоящий воин может совершать подвиги. (слайд3)

-Михаил Черниговский, отказавшийся исполнять языческие обряды в ставке хана Батыя и умученный за Христа. Князь Михаил, настоящий воин – совершает подвиг ради страны..

- Первые русские святые Борис и Глеб – воины, прославленные за то, что не начали междоусобной войны. Святые Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) последовали подвигу Христа. Подобно Сыну Божию, зная о неминуемой смерти, они не бежали от нее, а вольно шли на смертные страдания. (слайд4,5)

- Жертва своей жизнью во имя других.

- Россия всегда имела немало воинов, готовых насмерть «стоять за веру и Отечество» (слайд6,7)

- Можно уже сделать вывод, что такое подвиг? Подвиг ради других людей?
- Ради кого совершал свои подвиги Дмитрий Донской? (слайд 8)

- Чему учат нас подвиги русских воинов?

-Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога. (с.62)

-Их подвиги учат самопожертвованию.

 

IV.Исследование

-Могли русские святые не совершать свои подвиги? Почему?

-В воспитании православного христианина основной является жертвенность, поэтому воины не могли поступить иначе. (слайд 9-13 ). В их поступках заложено самопожертвование – это подвиг и ради себя.

- Ты жертвуешь мелкой радостью и становишься сильнее и благороднее. Многие христиане отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие, чтобы потом радость их души была сильнее. Человек поставил перед собой серьёзную и высокую цель. И ради её достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо, и приятно, но помешает в главном. Так поступают умные люди. (с.62)
- Совершаем ли мы сейчас в наше время подвиги ради себя?

-Жертвуем ли ради другого человека?

  • Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки считать себя центром не только своей жизни, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и исполнять его желания. Отказаться от этой эгоистической закрытости и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека. (работа с вкладкой «это интересно» с.63)


V. Проблемная ситуация

- Как влияют на поступки наши эгоистичные привычки?

- Сложно отказаться от каких-то своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвжки.

-Как вы думаете, были подобные привычки у русских воинов?

-- Князь Дмитрий не был бестелесным и безгрешным пустынником, он тоже совершал ошибки. Но Сергий Радонежский разгадал в великом князе и его воинах огромную энергию и направил на освобождение Отечества. (слайд 14 ).

- В начале урока прозвучала фраза, что только воин может совершать подвиги. Как теперь вы прокомментируете это утверждение? (слайд 15-16 ).

- Время неуловимо движется вперёд. Меняются поколения, меняются люди, меняются нравы. Но меняется ли подвиг русского воина в православии? Готовы ли люди, как прежде, отдавать свои жизни во имя Христа? Да, такие люди есть, но их очень-очень мало.

Подвиг в современной жизни

Мы живём в суете, ссорах и раздражениях, но в глубине нас спит горячее, правдивое сердце и при ударах судьбы оно просыпается и являет миру подвиг. (слайд 17-18 ).

Так русский солдат Женя Родионов, совершил столь редкий для наших дней подвиг. Чеченская война унесла жизни молодых неопытных солдат, не успевших познать жизнь, добиться своей цели. Много душ было убито, но одна душа точно была святая. Женя Родионов. Он никого не спас, не закрыл своим телом, не вынес с поля боя. Попав в плен с тремя другими воинами-пограничниками, он не просил выкупа и не писал с просьбами письма домой. Каждый день ему говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом – и всё. И все эти кошмары сразу закончатся».

Но Евгений принимает единственно правильное решение. Защищая Отечество, он не отрекся от Христа, за что был казнен чеченскими бандитами под Бамутом. А крест бандиты с его груди снять так и не посмели. Ему исполнилось всего девятнадцать лет. Он просто предпочел смерть измене, не предал ни Родину, ни православную веру. О наградах он не думал, но жил по совести и умер, как герой. Это и есть духовный подвиг.

- Жертва Богу, приносимая христианином, - это память о Боге и его заповедях и стремлении жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. (слайд 19 -20).

-Так пусть же подвиг Евгения Родионова и других наших героев вдохновляют наших воинов на подвиги во имя Отечества!

- Староминчанка, Вика Фоменко, ученица 10 класса, о подвиге написала такие стихи:

Я верю в подвиг. Я верю в жертвенность. Я верю в Бога.

Как знать, быть может, я, девчонка из Староминской,

Погибну возле своего порога,

К сырой земле приникнув головой.

Быть может, вру, а может – сочиняю.

 

Как знать, что б сделала в бою.

Но веру я свою святую знаю.

Я православная. Я верю, помню и живу.

Казалось бы, слова простой девчонки –

Уверенны, наивны и глупы.

Но знайте, что девчонка верит в Бога

И крестик носит на груди.

 

Пожалуйста, Вы не судите строго,

Как знать, что будет впереди.

Быть может – дальняя дорога,

И может – не избежать беды.

 

Я свято верю, что в каждом нашем сердце

Есть жертвенная часть,

Которая не только ради дома, ради веры

Способна жизнь покинуть,

Целуя крестик на груди.

Быть может, это глупо –

Да, возможно.

 

Прошу Вас строго не судить.

Ведь это только моё мненье –

Девчонки, свято верующей в Бога,

Как все, хотевшей веру сохранить…

-Воин был убежден, что, умирая за своих ближних, он исполняет закон Христа. Подвижничество русского солдата было основано на вере в высшую правду, за которую он бескорыстно отдавал свою жизнь.

VI. Самостоятельная работа

- Что такое подвижничество? Из чего вытекает подвижничество? (с.63)

- Могу ли я быть подвижником? – задайте себе такой вопрос.

- Какой подвиг я совершил сегодня ради себя, других людей, Бога? И есть ли вообще место подвигу в современной жизни?

- Для начала ответьте самим себе на вопрос, что для вас «святое»?

VII. Итог урока

-Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни и всё остальное соотносит с этой святыней. Его жизнь становится цельной: всё ради главного.

VIII.Рефлексия

- Каждый из вас, я уверена, совершил подвиг ради себя или пожертвовал чем-то ради других людей. Не стесняйтесь, поделитесь своими подвижками.

- Начиная изменять себя в лучшую сторону – мир вокруг нас делаем лучше и добрее. И радость вашей души станет сильнее.

IX. Домашнее задание.

- От каких эгоистических привычек вам хотелось бы отказаться?

- Какой мир труднее изменить – внешний или внутренний?

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: Вячеславовна
Просмотров: 831 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: